«…В пригороде Токио семеро подростков совершили групповое самоубийство. Тела юношей и девушек были найдены в автомобиле… За последние десять лет в Японии отмечено несколько аналогичных случаев… Похоже, групповые самоубийства превратились в страшную «моду» у тинейджеров.»
«…Чёрным стал февраль в школе №7 республики Марий Эл. Два подростка покончили жизнь самоубийством… Родители и педагоги до сих пор не могут понять данный поступок…»
Слыша такие новости, мы с вами впадаем в шоковое состояние, либо возмущаемся таким фактом. Но мало кому приходит в голову попытаться понять и принять подростков. Попытаться разобраться, а что же происходит и как помочь подростку.
Суицид – страшное явление среди детей и подростков. Давайте попробуем разобраться, почему это происходит и как предупредить данное явление.
Для начала – сухая, безжалостная статистика: около миллиона человек ежегодно сводят счёты с жизнью, иначе говоря, каждые сорок секунд в мире кто-то убивает себя по самым разным причинам. В среде подростков суициды особенно распространены: у них это вторая по частоте причина смерти, самоубийства уносят больше жизней детей, чем преступления.
Все суициды делятся на три группы: истинные, скрытые и демонстративные.
Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду - размышления человека о смысле жизни. Поэтому своего рода «группу риска» по суицидам составляют подростки. Подросток часто не находит для себя ответа, каково его предназначение в этом мире, а в силу подросткового максимализма принять ответ - «жить для того, чтобы жить» - ему еще очень трудно. Основной процент самоубийств «из-за любви» происходит потому, что детская влюбленность - не что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН.
Но основная часть суицидов – это попытка подростка вести диалог, только вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это демонстративный суицид.
Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на «неуправляемость» детей и подростков: на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища. Просят проверить, всё ли у ребенка в порядке с психикой, или начинают давать ему успокоительные препараты. А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штанишки. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть наругают, но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и как ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью «наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть, вернее, был…»
Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа – «сделай то-то и то-то, или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд...». И бич демонстративных самоубийц – случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон... А они-то хотели только попугать!
Вообще с демонстративными суицидами следует быть осторожным. Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: нельзя бросать близких. Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: «Я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе!» Скажите же такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно, и если он хочет в этой жизни быть значимой личностью, то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами.
Скрытый суицид – удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути человек найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость. Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.
Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту «диагноз» здесь поставить очень сложно. Поэтому лучше не оставлять без внимания такие высказывания.
Здесь важно очень осторожно, тактично, умно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему: «Да ты не думай об этом!» Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: «Не думай о слоне». Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно также нельзя впрямую отговорить человека «не думать о суициде». Лучше «подкинуть» ему иную работу для мозгов.
Основное влияние на формирующуюся, неустойчивую психику подростка оказывают:
-
множественные стрессогенные ситуации;
-
психологические (характер, темперамент и т.д.), социальные (наличие в семье или роду данного негативного опыта и т.д.) факторы;
-
длительное депрессивное состояние психики.
Основные причины совершения несовершеннолетними суицидальных попыток:
-
непонимание родителей;
-
любовь;
-
проблемы в обучении;
-
мода и подражания;
-
чувство одиночества;
-
низкая самооценка;
-
психические заболевания и расстройства личности;
-
другие причины (юбилейные самоубийства, причастность ребёнка к религиозным сектам).
Но не стоит, однако, забывать, что все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе. Таким образом, есть множество тревог, проблем, непонимания, которые, накапливаясь, подводят подростка к негативным поступкам.
Суицид – сознательный акт самоуничтожения, по собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многосторонним недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.
Как же суицидальные наклонности могут проявляться в поведении подростка?
Основными особенностями поведения, свидетельствующими о наличии суицидальных мыслей, являются:
-
смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров;
-
раздача личных вещей;
-
фантазии на тему о своей смерти;
-
интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, колющие и режущие предметы и т.д.);
-
приобретение средств для совершения суицида;
-
приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел;
-
написание прощальных писем;
-
странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми;
-
несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания;
-
особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти;
-
проявление признаков депрессии.
Особенности психоэмоционального состояния:
-
пониженное настроение, глубокая печаль;
-
резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость;
-
потеря аппетита или переедание;
-
повышенная сонливость или бессонница;
-
снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание;
-
снижение внимания;
-
нерешительность;
-
апатия, потеря интереса к вещем, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес;
-
социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость;
-
негативный фон отношения к себе: чувство вины, стыда, растерянности;
-
пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого.
К словесным признакам относятся:
-
высказывание тяжёлых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадёжность;
-
прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше»;
-
косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнёте от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «»Ничего, скоро это всё закончится для меня» (при этом необходимо учитывать контекст высказывания);
-
прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
-
много шуток на тему самоубийства.
Дети до 11 лет реальных попыток уйти их жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния.
Пик суицидальной активности (насильственного прекращения жизни) приходится на старший подростковый возраст (14-16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды – это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни.
Кто же, как не родители способны распознать признаки психоэмоционального неблагополучия подростка, понять своего ребёнка и помочь ему?
Подростковый возраст очень сложен и опасен.
Наполненный энергией, одержимый возникшей потребностью в независимости и взрослости, полный ожиданий будущих успехов в жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. Постоянно возникающие проблемы, которые необходимо решать, требуют от подростка больших усилий, порой сопряженных с риском.
Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.
Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. Родители должны набраться терпения и желать помочь ребенку в его трудной жизненной ситуации.
Подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитое чувство самооценки и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае.
Бывает, что взаимопонимания между подростками и родителями нет. В итоге, подросток замыкается в себе, остаётся один на один со своими проблемами. Причины этому могут быть совершенно разными.
Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.
Рождение вашего ребёнка было желанным?
Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, посещение родственников и т.д.)?
Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
Вы первым идёте на примирение, разговор?
Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
Чтобы заложить основы будущих перемен в ваших отношениях, можно сделать следующее:
-
Вы, родитель, должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.
-
Вы, родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
-
Вы, родитель, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.
Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых, конструктивных форм поведения.
Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в своих проблемах. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит окружающих.
Как же оказывать помощь детям?
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:
-
Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)
-
Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
-
Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).
Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:
-
что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;
-
что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
-
что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
И помните, самое главное для подростка – ваша любовь, поддержка и безусловное принятие.
ПАМЯТКА
родителям о профилактике подросткового суицида
1. Прислушиваетесь к своему ребенку, старайтесь услышать его. Вникайте в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутить свое человеческое достоинство.
2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также давайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что он волен сам выбирать из нескольких возможностей.
3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребенку не нужно было вести себя неправильно.
4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключится с одного вида деятельности на другой.
5. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований он просто не может все делать сразу.
7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чём свидетельствует его поступок.
9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок. Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?