Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Родительское собрание

Дата: 8 октября 2021 в 15:55
87 просмотров

Адаптация первоклассников, или Новые роли без страха и боли

«Ученик», «школьник», «первоклассник» – это различные варианты той роли, которую предстоит освоить ребёнку с поступлением в школу. Любой актёр скажет, что для освоения новой роли необходимо время и достаточное количество физического и эмоционального здоровья. А иначе – роль не удастся. Так же и ребёнку, чтобы стать «школьником», требуется мобилизация его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать всё время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребёнок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям и своей новой роли.

Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма, требующий сопровождения социальным педагогом, педагогом-психологом и рядом других специалистов.

Существует три уровня адаптации к школьному обучению:

1. Высокий уровень адаптации.Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; решает усложнённые задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации.Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе, нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Адаптация к школе включает в себя два компонента: физиологическая и социально-психологическая адаптация (к учителю и его требованиям, к одноклассникам). 

Физиологическая адаптация заключается в том, что привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребёнка проходит через несколько этапов:

1) первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребёнка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют;

2) следующий этап – неустойчивое приспособление. Организм ребёнка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия;

3) последним наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации – от 2 до 6 месяцев (в зависимости от индивидуальных особенностей ученика). Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдению медиков, некоторые дети худеют к концу 1-й четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-й четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома. 

На особенность протекания периода адаптации влияют и различные хронические заболевания ребёнка. Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжёлой. Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Во-первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не в группе продлённого дня, причём желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И, конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребёнок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

Социально-психологическая адаптация первоклассника может происходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение 2-3 месяцев обучения, 30 % требуется около полугода, а 10 % может потребоваться время и до одного года. Если родители и учитель не учитывают трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребёнка и нарушению его психического здоровья.

Независимо от того, когда ребёнок пошёл в школу, он проходит через особый этап своего развития – кризис 7 лет. Изменяется социальный статус малыша – он становится учеником. Это влечёт за собой переоценку ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учёбе, становится более ценным. Такие изменения происходят в психике ребёнка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребёнок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция ещё не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для 6-леток. У них чаще, чем у 7-леток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на формы поведения в школе. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребёнку принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассниками в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.

В период 6-7 лет происходят серьёзные изменения в эмоциональной сфере ребёнка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребёнок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 лет неудачи в общении, учёбе могут привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. 

Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении – первые годы учёбы являются безоценочными, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать это при общении с ребёнком: замечать все малейшие достижения, оценивать не ребёнка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что всё это временно, поддерживать активность ребёнка в преодолении трудностей.

Неприятным для родителей кризисным проявлением у детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтам. Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст. Таким образом, родителям следует запастись терпение. Чем меньше негативных эмоций они будут проявлять, реагируя на кризисные проявления ребёнка в возрасте 6-7 лет, тем больше вероятность, что все эти проблемы останутся в данном возрастном периоде.

В понятие социально-психологическая адаптация входит также адаптация ребёнка к детскому коллективу. Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от учителя и одноклассников такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом осознание того, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

Через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, могут столкнуться с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т.д. Необходимо научиться адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего, покажите ребёнку, что вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. 

Помните, что в 1-м классе закладывается основа отношения ребёнка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, родителям необходимо:

1) позитивно относится к школе и учителю;

2) знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Родителям нужно, в первую очередь, изменить собственную жизнь. Например, пожертвовать просмотром вечерних телепередач – лучше посвятите это время своему ребёнку, выясните, что его волнует, беспокоит, какие занятия ему больше нравятся, причём такие беседы должны быть регулярными. Необходимо соблюдать режим дня. Ночной сон – 9-12 часов, прогулки 2 часа, полноценное питание, обязательны подвижные игры, желательны посещения спортивных кружков, особенно для гиперактивных детей.

Укладывая спать, обязательно почитайте книжку, расскажите сказку – 6-7-летний «большой» ребёнок всё-таки ещё маленький. Утром будите его спокойно, тщательно рассчитывая время на сборы. Провожая в школу, пожелайте ему удачи и успехов, а встречая после уроков, поинтересуйтесь, что нового он узнал за день. Этот вопрос можно считать своеобразным тестом. Если сын или дочь с увлечением будут рассказывать об «открытиях» дня, значит, учиться им интересно.

Если ваш ребёнок провинился, получил замечание, или же учитель жалуется на его проступки, не спешите сразу же устраивать скандал. Выслушайте и вторую сторону (ребёнка): учителя тоже живые люди и иногда ошибаются. Но в любом случае все выяснения отношений должны происходить только дома.

После школы ребёнку лучше отдохнуть 2-3 часа, заниматься лучше по 15-20 минут с 10-15-минутными подвижными переменками. Приучайте ребёнка к самостоятельной работе, бросайтесь на помощь только после того, как он сам вас об этом попросит. Если ребёнок категорически отказывается писать «крючки» и «палочки», лучше позвольте ему отдохнуть, иначе можно надолго отбить охоту к учёбе вообще.

Критическими периодами учебного года обычно считаются первые 4-6 недель, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти.

И в заключение самое главное. Хвалите ребёнка за малейший успех – пусть даже это будет всего одна правильно написанная буква. Завтра, наверняка, будет две, три.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.